Как проверять контрагентов

27 Августа 2018

Проверка контрагента перед сделкой — это не только способ обезопасить себя от финансовых потерь, вызванных недобросовестностью другой стороны. Это необходимо ещё для того, чтобы избежать пристального внимания со стороны ещё одного крупного «игрока» — государства.

Для чего это нужно

Насчёт минимизации бизнес-рисков всё понятно и так. А вот про наличие особого интереса налоговой следует рассказать подробнее.

С точки зрения Федеральной налоговой службы сделка с сомнительным контрагентом — попытка сэкономить на налогах. Если налоговики решат, что в результате ваша фирма получила необоснованную налоговую выгоду, ждите доначисления налогов. Поэтому в ваших же интересах получить максимально полную информацию о деловом партнёре и убедиться, что это не фирма-однодневка. А результаты своего маленького расследования сохранить в досье, которое может потом пригодится при общении с ФНС или при разбирательстве в суде. Форма такого документа никем не регламентирована. Главное — чтобы он мог подтвердить, что вы проявили осмотрительность и провели необходимую проверку.

#IMG#
Фото: Worawee Meepian / Shutterstock.com

Где проверять


Какого-то универсального ресурса для проверок юридических лиц и ИП не существует. Но по открытым данным из различных источников можно составить достаточно подробный «портрет» вашего будущего партнёра. Для начала нужно запросить у контрагента копии устава, приказа о назначении директора, деклараций и бухгалтерской отчётности, лицензий (если таковые необходимы). Посмотрите на сайт компании, поищите в сети отзывы о её деятельности — как клиентов, так и бывших работников. После этого можно приступать к проверке по базам.

Сначала пробиваем адрес, указанный фирмой в качестве места нахождения, на «массовость». Для этого существует сервис ФНС на странице https://service.nalog.ru/addrfind.do. Если речь идёт о бизнес-центре, где находится десяток компаний — это нормально. Но если в одной квартире или офисе «проживает» сотня фирм — это явно «гнездо» однодневок.

На сайте ФНС также работает сервис проверки по ЕГРЮЛ https://egrul.nalog.ru/. Здесь контрагента можно проверить по ЕГРЮЛ, ИНН или наименованию юридического лица. Внизу страницы расположены ссылки на другие, не менее полезные базы данных налоговой службы: реестр дисквалифицированных лиц, сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года, сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц и др.

Затем смотрим, что есть на контрагента в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru/. А также в банке данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов http://fssprus.ru/iss/ip/. Если фирма является ответчиком по целому списку судебных дел — самое время насторожиться.

Если в документах фигурирует нотариальная доверенность, например, на директора компании, то можно проверить и её на отдельном сервисе Федеральной нотариальной палаты http://reestr-dover.ru/. Кроме действующих доверенностей здесь доступен и список отменённых доверенностей, совершённых в простой письменной форме. Также с 26 сентября 2017 года ЮниКредит Банк совместно с компанией СКБ Контур запустил сервис проверки контрагентов в интернет-банке для юридических лиц Business.Online.

В системе Business.Online доступен функционал проверки контрагентов по ИНН. Проверка осуществляется через сервис Контур.Фокус. Внутри платежных поручений и в шаблонах размещен блок «Проверка контрагентов». Для проверки необходимо ввести ИНН и нажать «Проверка», после чего можно получить подробную информацию по контрагенту, нажав на кнопку «Открыть отчет». Проверка доступна во всех рублевых платежных поручениях, в том числе в документах, ранее отправленных в Банк. Услуга предоставляется бесплатно. Благодаря данному многофункциональному сервису клиенты могут оперативно видеть о контрагентах информацию, требующую повышенного внимания и изучения, а также ряд дополнительных сведений, доступных из более чем 20 открытых официальных источников: ЕГРЮЛ, арбитражные дела, исполнительные производства и т.д.


На что обратить внимание

Если будущий контрагент не хочет делиться информацией о себе и даёт мало сведений, скажем, о численности работников, об их образовании и опыте, о том, какое оборудование или ресурсы будут использоваться при выполнении договора — здесь что-то нечисто. И дело не в коммерческой тайне — базовая информация, раскрывающая потенциал компании, всё равно должна быть доступна.

Если выписка из ЕГРЮЛ содержит пометки ФНС о недостоверности сведений, скажем, о директоре или адресе, то в этом тоже ничего хорошего. Как минимум, это повод запросить объяснения от делового партнёра. Потому что бывали случаи, когда в базу налоговой закрадывались ошибки.

Посмотрите также, какие коды ОКВЭД зарегистрированы на юридическое лицо. Если фактическая сфера деятельности не имеет ничего общего с декларируемой — тоже повод серьёзно задуматься.

Собрав досье, постарайтесь встретиться с руководителем компании-контрагента. Лучше будет, если встреча произойдёт на территории его фирмы, чтобы вы получили собственное представление об положении дел (а ваш визит был бы зафиксирован в журнале посетителей или в бюро пропусков). Убедившись, что директор — это реальное лицо, а компания действительно находится по данному адресу, вы сможете проанализировать уже всю информацию и принять нужное решение.

Поделитесь этой статьей