Обжалование действий таможенных органов

24 Сентября 2018

Зачем это нужно

«Зачем вообще обжаловать неправомерные действия таможни в вышестоящие органы, когда есть суд?» — спросите вы. Действительно, можно воспользоваться своим конституционным правом и обратиться сразу в суд. Но это чревато потерями времени и, в конечном счёте, денег, так как для участников ВЭД может быть дорог каждый день промедления.

Жалоба, принятая таможенным органом к рассмотрению, должна быть рассмотрена в срок не более одного месяца. То есть вы получите ответ в фиксированный срок, чего нельзя сказать о судебном порядке. Кроме того, вы узнаете официальную позицию ведомства по спорному вопросу, что тоже немаловажно.

Смотрим законы

Право обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц предусмотрено статьёй 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

А сам порядок — в главе 51 «Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц» Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон этот вступил в силу с 4 сентября 2018 года и некоторые нормы отличаются от ранее действовавшего законодательства.

#IMG#
Фото: Jat306 / Shutterstock

Кто и куда может подать жалобу

Право подать жалобу на таможенный орган имеют как юридические, так и физические лица. Сделать это можно как лично, так и через представителей.

По общему правилу жалобу надо подавать именно в тот орган, решение/действие/бездействие которого обжалуется. А тот уже обязан передать её вверх по инстанции. Можно, конечно, самостоятельно направить жалобу в вышестоящий орган, но тут возникает один важный нюанс: такая жалоба будет рассматриваться в два раза дольше. Так что имеет смысл держаться рекомендуемой процедуры!

Какие есть ограничения

Как и во многих других случаях, возможность подать жалобу ограничена определённым временным сроком — в течение трёх месяцев с того дня, когда лицо узнало о нарушении его прав, либо с того дня, когда истёк срок для принятия таможенным органом определённого решения или совершения действия.

В случае, когда имеются уважительные причины, помешавшие пожаловаться вовремя, можно попробовать восстановить пропущенный срок. Для этого к жалобе прилагается отдельный документ — мотивированное ходатайство со всеми подтверждающими документами.

Что должно быть в жалобе

Жалоба подаётся в письменной форме и обязательно должна быть подписана заявителем или его представителем.

Документ должен содержать наименование таможенного органа, решение/действие/бездействие которого обжалуется, ФИО и место жительства физического лица либо наименование юридического лица, его ИНН и место нахождения, существо обжалуемого решения и основания, по котором автор жалобы считает, что его права были нарушены.

Свою точку зрения нужно подтвердить ссылками на законодательство и приложить оригиналы или заверенные копии документов. Если такие документы не будут приложены, таможенный орган может запросить их у автора жалобы, а если не получит ответа — рассмотреть жалобу без учёта неподтверждённых фактов.

Заявитель может передумать и отозвать свою жалобу до того момента, как по ней будет принято решение. Но ещё раз передумать и снова подать жалобу по тому же основанию у него уже не получится.

Как отправлять жалобу

Все запросы направляются в адрес таможенного органа по почте заказным письмом. А с 1 января 2022 года у участников ВЭД появится возможность отправлять жалобы не только на бумажном носителе, но и в электронном виде.

Что происходит потом

То, что вы подали жалобу, совершенно не значит, что обжалуемое решение/действие/бездействие будет автоматически приостановлено. Это происходит только если речь идёт о взыскании таможенных платежей, да и то после подачи специального ходатайства. При этом предприниматель должен будет представить банковскую гарантию или денежный залог на сумму не меньше той, которую с него хочет стребовать таможня.

По итогам рассмотрения обжалуемое решение таможни либо признаётся неправомерным, либо оставляется в силе. Если жалоба удовлетворена, то копия решения вышестоящего органа должна быть отправлена заявителю заказным письмом в течение трёх рабочих дней. А орган, действия которого признаны неправомерными, должен исполнить новое решение в течение 15 рабочих дней.

Поделитесь этой статьей